Ответственность за совершение инкриминируемого деяния наступает лишь за неисполнение законного распоряжения пристава, в частности, о прекращении противоправного, т.е. запрещенного законом поведения лицом, находящимся в здании суда.
Изложенные в протоколе и постановлении обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий пристава, и о предъявлении им заведомо незаконных требований: так, мой подзащитный пришел в открытое судебное заседание по рассмотрению уголовного дела и имел право находиться в зале. Однако пристав в нарушение положений ст. 241 УПК и постановления Пленума ВС № 35 2012 г. незаконно не пропустил его и других слушателей в заседание, лишив его права общественного контроля за судебной деятельностью, чем нарушил положения ч. 2 и ч. 1 ст. 13 ст. ФЗ «О судебных приставах».
Поскольку видеосъемка в коридоре здания суда законодательно не запрещена и такой запрет не принят на уровне закона и не опубликован в средствах массовой информации, мой подзащитный понимал, что недопуск его и других слушателей в открытое судебное заседание приставами подлежит фиксации с тем, чтобы никто не смог опровергнуть эти обстоятельства
Запрет пристава фиксировать его незаконные действия – незаконен, поскольку на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы,
акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы, и его действия по самозащите гражданского права, регламентированного ст. 14 Гражданского кодекса, нарушает в частности, положения ч. 4 ст. 29 Конституции, -
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
П. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
. - Граждане (физические лица) … вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Не может быть ограничен доступ к: информации о деятельности государственных органов
Указа Президента РФ от 31.12.1993 N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" 3. Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
п. 2.4 приказа Министерства юстиции от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности», устанавливающими право пристава удалять из зала судебного заседания, но не из коридора суда лиц по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания, а не произвольно, по собственному хотению;
положения ст. 2 ФЗ «О судебных приставах», обязывающие его руководствоваться в своей деятельности Конституцией, федеральными законами и нормативными правовыми актами, ч. 1 ст. 11 того же закона, обязывающей его поддерживать общественный порядок в здании суда, а не провоцировать находящихся в здании суда лиц к его нарушению и самому не нарушать общественный порядок, что он нарушил в рассматриваемой ситуации.
Нарушил пристав и положения ч. 1 ст. 13 того же ФЗ, обязывающие его использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, а не вопреки закону, и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.
Так, осуществляемая в коридоре суда на мобильный телефон фиксация обстоятельств нарушения приставом права каждого человека на публичное судебное разбирательство является ПРАВОМ каждого человека на получение информации о деятельности госоргана и на представление доказательств совершения приставом преступления либо дисциплинарного нарушения. Действия по фиксации преступления или дисциплинарного правонарушения не образуют ни уголовно-наказуемого деяния, ни преступления, в связи с чем не подлежат пресечению мерами государственного принуждения. Требование пристава о прекращении фиксации совершения им преступления или дисциплинарного нарушения – незаконно.
Поскольку действия пристава в форме требования прекратить незапрещенную в коридоре здания суда видеосъемку и открыто завладеть чужим сотовым телефоном – незаконны, следовательно, мой подзащитный не совершил никакого правонарушения и административное производство подлежит прекращению.
Адвокат А.А. Суханов.