Путёвые записки по Манчьжурии
Много обыденных и незрелых суждений у отдельных категорий граждан о Китае. Что это за страна и кто такие китайцы? Кто они нам:друзья или враги? Автор даёт свой взгляд изнутри, методом социологического включения в среду,не претендуя на всеобъемлющесть оценок. Одним словом, читайте путевой (путёвый) очерк по Манчьжурии-Китаю
Предыдущие мои поездки в пограничную Маньчжурию были в 2005г и проездом с о-ва Хайнань в 2008г. Тем более было интересно, спустя, несколько лет нашего быстротекущего времени снова оказаться в Китае.
Интересно стало сразу же после прибытия на ж\д станцию г.Забайкальска, о котором постараюсь упомянуть в конце моего повествования. Встречала всех русских интуристов некая Марина с табличкой в руках «Интурист Саша», которая после некоторой сумятицы и неразберихи, усадила нас в видавший виды отечественный «ЛИАЗ» для дальнейшего следования к российско-китайской границе и далее до отеля в Маньчжурии. Водитель раритетного автобуса, место которому в музее автомобильной техники, не выпуская из зубов сигареты, грозно предупредил, что у кого не будет визы, то он самолично всех (весь автобус!) отвезёт на депортацию. Пришлось незлобливой шуткой об отсутствии в его гардеробе зелёной пограничной фуражки и погон таможенника остудить его командирский пыл.
Не стоит и говорить, что кондиционер в автобусе грозного водителя был традиционный – открытые и зарешеченные т.к сверху на крыше самодельный багажник, люки, подпёртые пластиковыми бутылками с водой. С обратной стороны несвежих бело-серых подголовников незатейливая, но двусмысленно-смешная реклама: ibis ( ibis- древнеегипетское мифологическое существо с головой ворона – символ мудрости; только причём здесь Китай? - прим авт.) и далее расшифровывается: «Маньчжурия отель «Ибиси». Почему-то вспомнилась сразу расхожая водительская шутка - «как купил «Мицубиси», так иби́си».
Границу проходили то же, как всегда, не без нюансов (Анекдот про нюансы ни в коем случае излагать не буду по причине его жёсткости , но сермяжной правдивости).
Так вот нюансы: вначале предложили оплатить повторно несколько юаней в рублёвом эквиваленте за мифическую страховку непонятно только от чего, т. к выданный на руки небольшой корешок, был заполнен столь мелким почерком, что даже при наличии лупы невозможно было ничего прочитать, только с помощью микроскопа, который, эх, как-то даже не подумал никто прихватить.
В номере одного из лучшего в Маньчжурии отеля наряду с «Интуристом»- «Синь-Хэ», где пришлось поселиться, скучать с самого начала так же не пришлось. Обычно, как и бывает с дороги, хочется поскорее принять освежающий душ. Не стал нарушать традицию и я, надев белые отельные тапочки с одноимённым названием, и отправился в душ смыть дорожную пыль и усталость. Через непродолжительное время плескания под жидкими широко распыляемыми струями (ещё один нюанс), я увидел как мои белые тапочки, словно челны Стеньки Разина, начали послушно подплывать ко мне. Тут до меня дошло, что тапочки не очередная нанотехнологическая китайская подделка, а что вода элементарно не уходит после смыва.
Поскольку я находился в намыленном состоянии, решил действовать быстро и по-армейски решительно, справедливо посчитав, что вызывать кого- то и что- то объяснять, а потом ждать устранения засора будет себе дороже. Поэтому использовал старый проверенный способ - закрутил свои шорты в тугой узел и далее орудовал ими как вантусом , причём весьма успешно так, что скоро засор был быстро устранён и «нанотехнологичные умные» тапочки уплыли восвояси.
Обтёршись по-молодецки полотенцем, хотел было повесить его на просушку на металлическую дугу (больше некуда), на которой крепится душевая шторка, но она предательски прогнулась, грозя вообще упасть вниз. Про себя я решил, что нужно мне быть при всей осторожности ещё более бдительным, а то, неровен час, придётся платить за капитальный ремонт этого чудо - номера в этом чудо - отеле. Только я это подумал, а мысли, как известно, материальны, как на кафельный пол что-то со звоном упало, как оказалось дверная ручка туалета, до которой я позволил себе дерзость лишь слегка прикоснуться, чтобы открыть дверь. Оказывается, и она здесь, как и многое в Китае, для антуража. А дверь, видимо, лучше открывать кончиками пальцев, предварительно плотно её не закрывая, или плотно закрывая, но тогда нужно иметь длинные ногти. Опять получается какая-то чертовщина и даже гендерное неравенство. Ведь длинные (желательно наклеенные) ногти - это привилегия девушек и женщин, но отнюдь не чистоплотных мужчин.
Отправившись тотчас же после непростой помывки в город, обратил внимание на то, что, собственно, и раньше всегда подмечал - «есть вывески и названия всего, но ничего нет в действительности». Конечно, вроде «всё как всегда..», но только товар как был, так и остался невысокого качества, однако цены значительно возросли, плюс откровенная халтура на процедурах традиционного массажа, педикюра и т. п., чем так раньше выгодно отличалась Маньчжурия. Отсюда явно обмелевший поток российских туристов и нервозность до озлобленности местных торговцев. Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись, господа китайские товарищи.
Разговорившись с соотечественником, проживающим несколько лет в Маньчжурии и неплохо знающий китайский, постарался узнать, как можно больше об отношении к нам аборигенов. Из разговора выяснилось, что былых трепетных чувств они не испытывают, но и особого неприятия тоже нет. Всё оценивается и просматривается через призму кошелька наших туристов. И что власть в Китае жёстко контролирует интернет; при входе на неправильный сайт появляется предупреждение и к вам запросто могут приехать прямо домой представители спецслужб со всеми вытекающими из этого последствиями.
Когда на следующий день вдруг неоткуда набежала тучка и началась сильная пылевая буря, на улицы и проезжую часть дорог повалился и посыпался весь рекламный мусор: вывески, баннеры, покатились картонные коробки, поехали сорванные ветром палаточные зонтики. На мгновение оголилась суть китайской экономики: подделка, фальсификация, имитация.
Отели и дома Маньчжурии, кажущиеся в вечернее время особенно для тех, кто первый раз за границей и если из глухой провинции, Лас-Вегасом или даже Манхеттеном, на поверку при дневном свете теряют свою былую гипнотическую привлекательность, представляясь лишь архитектурной эклектикой, где причудливым образом местные зодчие пытаются сочетать готические формы стрельчатых окон и витражей с псевдоримскими колоннами и фигурами, классический конструктивизм с элементами барокко. В результате получается всё одно- дешёвое турецкое евро. Сразу почему-то вспомнились слова из песни Бориса Гребенщикова «Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса..».
Забавляют и вызывают улыбку вывески магазинов, ресторанов и кафе: «Обувь. Известные марки», «Эксклюзивный салон для модниц и состоятельных индивидуалов», кафе «Французская _улочка» без выпавшей буквы Б; объявление-реклама «Агентству Саша требуются уЦеники для быстрого ремонта сотовых». Уж не то ли это забайкальско-маньчжурское многопрофильное широко диверсифицированное агентство «Интурист Саша»? Я уж не говорю о многочисленных названиях «У бабы Жени, Сони» и т.д». Вообще, китайцам сподручно запоминать преимущественно слова и имена, состоящие из не более четырёх букв.
Кстати, мне было очень интересно поближе рассмотреть площадь матрёшек и собрание известных российско-советских памятников в уменьшенном размере, которые сразу обращают на себя внимание при въезде в Маньчжурию, что по левую сторону от дороги. Не буду перечислять всех «нюансов», только самые основные. Все мини-фигуры, за исключением разве что «Родины-матери» скульптора Вучетича, сделаны из тонкого железа, уже изрядно проржавевшего (это за каких-нибудь несколько лет простого стояния) изнутри так, что при подходе, например, к имитации скульптуры «Трубач-красноармеец», последний издал жалостливый скрипучий звук, одновременно накренившись в мою сторону, словно просясь выручить его из плена этого туристического балагана. Дешёвая облицовочная плитка почти на всех изваяниях местами отвалилась, а кое-где даже очень.
Не думаю, что китайцы специально делают некачественно. Просто, по другому они в принципе не умеют. Могу предположить обывательские контраргументы, ставшие навязчивыми, о качественных китайских фабричных товарах. Отчасти соглашусь. Но уровень экономики определяется высокотехнологичной продукцией, в частности, ВПК и космической отрасли. А вот здесь у Китая проблема (ы). Используют наши ракеты 60-х, есть на вооружении и пару подводных лодок собственного производства, которые предпочитают глубоко не погружаться и не отходить далеко от берега, потому что людей и российского туриста можно обмануть красивой упаковкой и сравнительной дешевизной, но только не объективные законы природы. Случись, не дай бог, даже небольшое землетрясение в Маньчжурии, все её вычурные архитектурные нагромождения сложатся в карточный домик. В других китайских городах-витринах ситуация не лучше.
О внутренних провинциях Поднебесной лучше всуе не упоминать. Это тема отдельного разговора. Получается, Китай не так страшен, как его малюют. Так оно и есть - бумажный дракон. Основное их конкурентное преимущество- это практически неисчерпаемый людской ресурс. Хотя почему неисчерпаемый? Китайцы, даже с внутренних провинций уже слегка оперившись, и не хотят уже просто так работать за чашку риса. В этом году 30% работников после традиционных новогодних праздников не явились на работу в города –витрины, по которым судят обо всём Китае незадачливые туристы, оставшись у себя дома.
Тренд последнего времени - переориентация производства и туристических направлений на Вьетнам, Лаос, Камбоджу. Собственно, в Маньчжурии как в капле воды зашифрован весь океан китайских проблем. А если к ним добавить глобальные?
Ограничусь лишь перечислением основных болевых точек: Тайвань, Тибет, Синьцянь-Уйгурский автономный округ (исламский сепаратизм), Фулунь-Гунь (якобы просто оздоровительная практика, а на самом деле спецпроект ЦРУ по развалу гегемонии компартии), бедность внутренних провинций, недостаток воды, ощущаемый особенно в столице Пекине, сильная социальная дифференциация общества. А ещё хроническое технологическое отставание по причине неумения делать прочно, мощно, кондово. Так что при желании, мировой закулисе ничего не стоит поставить Китай на место в два счёта то ли с помощью атипичной пневмонии или ещё чего, вплоть до объявления долларов простыми цветными бумажками.
Конечно, и китайское руководство в курсе всего этого, поэтому продвигаются вперёд и чуть-чуть вверх и с чрезвычайной осторожностью, чтобы никого раньше времени не вспугнуть, вынашивая, безусловно, идею о господстве жёлтой расы. Отсюда для нас следует основной политико-экономический вывод по Китаю ( да и по всем другим азимутам и меридианам) - накачивать собственную мускулатуру и мощь. И только так, и никак иначе! Слабых, как известно, бьют.
На обратном пути на китайской границе со всех наших туристов повторно(!), как и в случае с неведомой страховкой туда, взяли по 10 юаней только уже за визу, хотя все туристы кто по коллективной заявке, кто индивидуально, уже оплачивали её. Мелочь, а очень неприятно. Я уж не говорю о 250-ти рублях за багаж, по пути следования на китайском автобусе от отеля до границы. И ведь наши туроператоры-олухи не интересуются такими мелочами и, конечно же, не ставят эти вопросы перед китайской стороной о сомнительных поборах.
Преодолев все пограничные преграды (нет препятствий патриотам!!), наша сплочённая внешне-агрессивной средой группа, с неописуемой радостью высадилась на перрон города, борющегося за право называться героем, Забайкальска.
Если Маньчжурия ещё в середине 90-х представляла убогую китайскую деревушку с фанзами, деревянными тротуарами и фонтанчиками циркающей грязи между досок при ходьбе, то сейчас это вполне современный город, хотя и с некоторыми, как описывалось выше, особенностями (нюансами). А вот над нашим горемычным Забайкальском, впрочем, как и над всей Россией-матушкой, время невластно. Город как был сирый и убогий, так и продолжает оставаться таковым до сих пор.
Разумеется, это не результат нерадивости местных жителей. Просто нет денег у муниципальных властей на развитие, всё уходит в центр: и налоги, и таможенный платежи. Через данный пограничный коридор, между прочим, проходит до 70% всего китайского ширпотреба , а ещё по 15% приходится на Благовещенск и Гродеково соответственно. Деньги крутятся на границе колоссальные. На вокзале в ожидании поезда из разговора с местным таксистом узнал, что некогда местная достопримечательность – розовый свадебный лимузин сломался, а нового пока нет. А в остальном всё по-прежнему: дешёвый китайский спирт для спаивания населения, все разговоры о пограничных порядках да о изрядно поднадоевшей Маньчжурии, и, что самое ужасное - отсутствие веры , что с нашими горе-руководителями мы сможем стать хозяевами на собственной земле, гордо расправим плечи. Вот это то и горше всего!
Когда путешествие подходило к концу, и поезд мерно отстукивал стальные пролёты рельс, поймал себя на мысли, что ничто и никто не сможет поколебать нашу веру в Россию, Святую Русь. Схлынет и это чумовое позорное время беснующихся временщиков, мы встанем с колен, да ещё так топнем ножкой, что мало не покажется никому! А у них у всех как было, так и останется доминантой широкого смысла «Иби́си».
08-14.07.2011г. Иркутск- Забайкальск - Маньчжурия-Иркутск.